Старые фотоснимки говорят. О любви, о поддержке, о надежных руках
В фильме «Офицеры» мать Егора Трофимова, врач санитарного поезда, узнала на довоенной фотографии сына. Юноша стоял рядом с любимой девушкой, осторожно опираясь на ее плечо. Трогательный снимок, превративший бойца без документов в единственного сына, погибшего от боевых ожогов и ран.
Сегодняшним молодым людям трудно понять, почему на старых фотографиях люди тесно друг с другом рядом стоят, всегда опираясь на плечо сидящего человека. Что это – требования фотографа или черта ушедшего века?
Многие думают о строгих нравах и слабой попытке объятий дорогого и близкого человека. Семейные или групповые фотоснимки делались редко, хранились долго, вызывая у участников фотосессий тоску по ушедшим временам.
Но главная причина такого положения рук – в длительном позировании перед фотокамерой. Приходилось долго стоять, потому что у старых аппаратов была длинная выдержка. Любое движение из-за волнения или долгого ожидания (внезапный легкий наклон или взмах затекшей рукой) навсегда испортило бы фотографию. Посетителям предлагалось занять удобное положение, например, положить руку на плечо соседа. И спокойно ждать, «пока вылетит птичка».
Одиночные портреты в фотоателье выполнялись при помощи разных предметов: стульев, этажерок, книг, букетов. На них можно было опереться, как и на руку родственника или друга. Рукопожатие – распространенная картина на старых фотографиях. Люди здоровались и удерживали друг друга за руки.
Все перечисленные способы позирования перед фотоаппаратом превратились для людей в привычные, принятые в обществе принципы поведения. Их использовали везде, даже во время бытовых съемок в кругу семьи.
Прогресс не стоит на месте, сегодня можно делать селфи и одному человеку, и вместе с друзьями, не беспокоясь о том, куда деть «лишние» руки.