История о необычном «солнечном» художнике Иване Шишкине

18.02.2019 Выкл. Автор shatohin17061992@gmail.com
История о необычном «солнечном» художнике Иване Шишкине

Его называли «художником полудня». И в самом деле: когда смотришь на его картины, создается впечатление, что они буквально залиты солнечным светом.

Иван Шишкин. Автор, вошедший в историю живописи, как один из самых светлых и позитивных живописцев, глядя на полотна которого, хочется радоваться жизни.

А между тем реальная жизнь этого гениального художника была полна самых черных дней. И чем страшнее было то, что выпало на его долю, тем ярче сияло солнце на го картинах.

Младший сын

Известный художник родился в 1832-м году в богатой купеческой семье.

Его отцу, тоже Ивану принадлежало первое в Елабуге промышленное предприятие. Купцы Шишкины владели заводом по отливке колоколов и торговали зерном. Отца семейства, известного своей честностью и неподкупностью неоднократно выбирали городским головой. Никто из детей Шишкиных (а их было шестеро) не был одарен никакими художественными талантами – кроме самого младшего, Ванечки, который в отличие от своих братьев интересовался исключительно искусством и напрочь был лишен деловой сметки.

Уже в шестнадцать лет, приехав на каникулы из Казани, куда его отправили учиться, Ваня заявил, что   не чувствует никакого влечения к коммерции, зато мечтает стать художником. Никто в семье не обрадовался такой новости – разве мог предположить тогда уважаемый  елабужский купец Шишкин, что именно его младшенький прославит их род на целые столетия.

Нет, Шишкин старший как раз надеялся, что сын как-то перерастет свое увлечение живописью, и, в конце концов, все-таки займется семейным, как сейчас говорят, бизнесом.

Поэтому никто не заставлял будущего художника бросать любимое занятие, но никто и не думал освобождать его от участия в семейных делах. Например, частенько отец отправлял его торговать зерном. Молодой человек возвращался из таких поездок с целым ворохом этюдов и… убытками. Так что, отец терялся в догадках – чем вообще занимается его отпрыск в этих вояжах: торгует или бродит по окрестностям с мольбертом?

Впрочем, огромное количество этюдов и полное отсутствие барышей говорили  об истинном положении вещей более, чем красноречиво. И родителям пришлось смириться – в двадцать лет будущий автор «Мишек» отправился учиться искусству живописи.  

Стать художником наперекор всему

Против его увлечения живописью было, безо всякого преувеличения, все. Все обстоятельства складывались против.

Взять хотя бы то, что практически ни в ком этот талантливый молодой человек не находил поддержки. Но он был просто одержим искусством. И как раз эта одержимость и преданность любимому делу придавали ему сил.

В 1856-м году Шишкин успешно закончил училище ваяния и зодчества в Москве, и был принят в   императорскую академию художеств.

Его любовью стал пейзаж. Непрактичный, неспособный к коммерческим делам юноша и тут (так, по крайней мере, считали все вокруг) оплошал. Пейзаж в то время был самым неприбыльным художественным жанром. Другое дело – портреты, которыми можно было зарабатывать очень неплохие деньги. И начинающего художника, кстати, много раз убеждали бросить неприбыльные пейзажи и заняться портретом. Бесполезно!

Заняться портретом! Изображать расфуфыренных светских дам с собачками на коленях!..  Шишкин вообще не слишком хорошо чувствовал себя среди людей, и, как отмечают в своих воспоминаниях современники, всегда держался в стороне от шумных компаний. А уж с дамами и вовсе вел себя, словно какой-нибудь дикарь, которого не учили хорошим манерам. В общем, какой там портрет!

Другое дело – милая его сердцу родная природа. Иван просто пропадал на этюдах, у него уже появился тот самый собственный стиль, который и сегодня делает узнаваемыми шишкинские работы. К тому же, природу он писал совсем не ту, что изображали до него. На его полотнах  — не Альпы, не причудливые итальянские пейзажи, а свое, родное. То, что до него пейзажисты, похоже, просто не замечали. Отдаваясь без остатка любимому искусству, Шишкин буквально забывал о себе, неделями сидя на одном хлебе и донашивая старые отцовские сапоги.

Но когда Иван, по окончании академии получил за отличную учебу золотую медаль, его родные, наконец, изменили свое отношение к увлечению сына.

Признание

На смену лишениям и непониманию пришел успех.

Пришел как-то стремительно, словно пытаясь восполнить все то, что было недодано этому талантливому художнику  до сих пор.

Выставка офортов во Франции, персональная выставка в Германии, звание академика, орден, и, конечно, всеобщее признание. И это в тридцать четыре года!

Мало того, теперь у Шишкина было, кому передать свое умение – у него появились ученики. И первому из них, Федору Васильеву, великий пейзажист откроет все секреты своего мастерства.

Вскоре картины Шишкина попали в поле зрения известного коллекционера Федора Третьякова, который купил для своей будущей галереи  несколько работ художника.


«Полдень. В окрестностях Москвы »
1869 г.

Правда, именно в тот момент творчество Шишкина не отвечало требованиям, которые предъявлялись к официально признанным произведениям искусства. Но коллекционер, будучи истинным ценителем, сумел рассмотреть и неповторимость шишкинских пейзажей, и то блестящее будущее, которое ожидало произведения Шишкина.

Трагедия гения

Сначала   семейная жизнь художника была залита тем же солнечным светом, что и его картины. Это был свет  счастья. Его женой стала сестра ученика – того самого Васильева – Евгения. Только длилась эта идиллия – увы – недолго.

Пять с небольшим лет спустя на долю художника Шишкина снова выпали испытания. И на этот раз – куда более тяжкие.

Первым уйдет из жизни отец, а вслед за ним – почти все, кого любил великий художник: и обожаемая супруга, и любимый ученик Васильев, и двое их с Женечкой сыновей.


«Рожь» 1878 г.

Единственным, что оставит ему судьба, будет маленькая дочка Лидочка. В сорок лет Шишкин – вдовец с ребенком на руках.

Второй брак – с ученицей академии художеств Ольгой Лагодой – тоже оказался недолгим. Ольга умерла вскоре после рождения дочери Ксюши.

Что оставалось  убитому горем вдовцу с – теперь уже – двумя дочерьми? Кто-то, возможно, просто не пережил бы всех этих трагедий. Но у Шишкина была своя отдушина, свое утешение – живопись. Если что и могло спасти его от крайней степени отчаяния. Так это любимое дело. Он с головой погружается в работу, продолжая заливать солнечным светом свои изумительные пейзажи.

Как раз в этот тяжелый для художника период и появились знаменитые «Мишки». Или – как официально называют эту картину  — «Утро в сосновом бору» (можно поручиться, что это название вспомнили не все и не сразу, а вот «Мишки»…)

До Шишкина никто не пробовал вписать в лесной пейзаж изображение животных. Столь, как бы сегодня сказали, оригинальное решение Шишкину подсказал друг Петр Савицкий.

Картина имела просто невероятный успех. Шишкинский шедевр восхищает нас и сегодня, но тогда!..

Очаровательная медвежья семья воспроизводилась на календарях, обложках журналов. Копии «Утра в сосновом лесу» просто обожали хозяева гостиниц. Впрочем, в частных домах и квартирах тоже нередко можно было увидеть висящих на стене «Мишек».

А уж конфеты «Мишка косолапый» с шишкинскими медвежатами на обертке!..

Кстати, не все знают, но эти конфеты московская кондитерская фабрика запустила в производство еще при жизни художника. Правда, нет достоверных сведений по поводу того, насколько это радовало самого автора картины.

Как бы там ни было, он продолжает работать над пейзажами. И работает – в самом прямом смысле – до последнего вздоха. Великий художник даже умрет за мольбертом – с кистью в руках.

Случится это в марте 1898-го года.