Признаюсь, «Белое солнце пустыни» — мой любимый фильм. Сотни раз пересматривал его, знал каждое слово, каждое следующее действие. И вдруг, как будто розовые очки упали с моих глаз, и я увидел, о чем на самом деле этот фильм.
Первое романтическое впечатление, благие намерения, благородные намерения маскируют его настоящую суть. Синие Каспийские воды, белый песок, басмачи и Красная Армия, гарем, где есть «любимая жена» и так далее.
Главный герой – товарищ Сухов служит в Красной Армии, проверенный и надежный человек. Благодаря природной харизме, заслужил доверие даже Рахимова, который оставляет на его попечение целый гарем жен Черного Абдуллы. Фактически главный герой находится в демобилизации и, не теряя времени, принимается за порученную ему работу.
Действия разворачиваются в восточной части Каспия, в 20-е годы XX века. В это время происходит установление советской власти в среднеазиатской части.
Фильм снят режиссером Р. Ибрагимбековым в 1970. Принимали участие в создании В. Ежов, М. Захаров, В. Мотылев.
«Белое солнце пустыни» — это не американский вестерн, а истерн, то есть боевик, в основе которого лежит исторический материал.
Каждый из героев вызывали эмоции:
· Сухов – сопереживание;
· Петруха и молоденькая Гюльчатай – жалость;
· Саид и Верещагин – восхищение;
· Абдулла же у большинства вызывал ненависть.
Задумайтесь теперь: герой Сухов отстреливал врагов советской системы, басмачи гибли десятками на родной земле.
Сами басмачи не были похожи на местную знать, детей из хороших семей. И не были ими.
Кто же они тогда, эти басмачи?
Попросту говоря, как именовались в советских СМИ, моджахеды, участники священной войны против неверных. И война эта длилась долго, за право жить на родной земле, за свободу своей Отчизны.
Обращаясь к истории можно вспомнить, что при царе именно они были императорскими вассалами. И это действительно было так, потому что выгодно.
Самодержавие проводило свою политику, ставя над завоеванными территориями своих переселенцев. В результате этого у своих предпринимателей были льготы, права. Границы Бухарского ханства были под контролем. О религии и укладе речи вообще не было.
С 1869 года Бухара стала российской колонией по образу английской. Верещагин был работником таможни и собирал пошлины. За порядком следили наместники. Власть эмира была представительной.
Большевики пришли взять свое и насадить свою идеологию, уничтожив старый уклад. И получили в свой адрес логичный ответ — джихад.
Следующий вопрос к Сухову: что же он делает на чужой территории?
Ранее ответ был однозначен, хотя совсем нелогичен: хороший человек наш, советский.
Сегодня у меня другие мысли на этот счет. Вот они:
Сухов – враг для местных жителей. Да, он спас Саида. Только это временное партнерство. Они просто пользуются друг другом. Цель Саида – кровная месть Джавдету.
Абдулла не так плох. Конечно, он жесток. Однако, эта жестокость оправдана. Он живет по законам своей страны. И борется за ее свободу. Да, он – моджахед. И имеет на это право.
Петруха – просто молоденький простачок, попавший в военную мясорубку. Ему достаточно мирной жизни на земле, хорошей жены, деток. Его смерть не за идею, не за свободу. Смысл его смерти банален – хотел любви, как и многие парни. Влюбился в юную Гюльчатай, чужую жену, лица которой даже не видел.
Единственный, на мой взгляд, «хороший» герой – таможенник Верещагин, который пользуется уважением местных, в том числе и за следование своим принципам.
А теперь внимание! Таможню убивает товарищ Сухов. Конечно, не специально, а одним своим там появлением и планом, той войной, которую он ведет. Верещагину все равно до Красных и их амбиции.
Верещагин умер. Смерть пришла от красноармейца, говорящего на одном языке с ним. Он не хотел оказывать помощь Сухову в его борьбе. Зачем? Какой смысл?
Петруха умер роковой смертью… Как сильна была его любовь к сыну, который не появился на свет, а мог бы…
Стоит подвести краткий итог: о чем же был снят фильм «Белое солнце пустыни»?
Это история о:
· попытке северных колонизаторов поработить сильный духом народ с многовековым укладом;
· войне богатого и мудрого Абдуллы с захватчиками его Родины;
· попытке простого русского мужика Феди Сухова затавить местных жителей говорить на его языке, жить его верой.
А эти «благие» намерения и представления товарища Сухова о добре и зле привели к гибели многих людей на своей земле. И все ради непонятного светлого будущего, которого так никто и не увидел.