Россия на протяжении многих лет имела очень качественное образование.
Сама система, предметы, знание, которые вкладывались в неокрепшие умы, в корне отличались от нынешней системы обучения школьников.
Упор делался на духовность и гармонично развитую личность.
В 1913 году произошел интересный случай, который сейчас приводит нас в восторг, недоумение, удивление. А для того времени такой случай был обычным делом.
Как-то раз гимназистка одиннадцати лет, придя в гости к своему дяде, долго упрашивала его снять с шеи медальон, который он бережно хранил и никогда не показывал. Дядя снял с шеи дорогую сердцу вещь и отдал своей племяннице. Гимназистка посмотрела внутрь медальона, но никакой надписи там не было. Лишь нотный стан, на котором расположились четыре ноты: соль-диез, си, фа-диез, ми.
На минуту задумавшись, она пропела эти ноты про себя и воскликнула: «Я поняла, эти символы означают я люблю вас».
Дело в том, что с этих четырех нот начинается отрывок из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Первыми словами которого были «Я люблю Вас, я люблю Вас, Ольга…».
Сейчас такие знаниями обладают либо театралы, либо люби получившие музыкальное образование. Немногие современные пятиклассники знакомы с оперой и музыкальным наследием. И вряд ли смогут по четырем нотам узнать музыкальный фрагмент.
А их ровесница, обычная пансионерка Московской Ржевской гимназии смогла. И не потому что она имела выдающиеся способности. Нет.
Система образования в российских гимназиях в корне отличалась от современных учебных заведений. Девочек в начальных классах обучали многим вещам, о которых сейчас забыли. Изучение культурного, музыкального , поэтического наследия ранних лет формировало потребность подрастающих детей в «духовности». Цель системы образования была не в количестве знаний, а создании особого генофонда страны, людей одухотворенных и нравственных.
Девочку, получившую такое образование, вряд ли бы заинтересовал простой мальчик. Мальчик, не умевший завязать и поддержать интересную беседу. Ведь кто-то должен был завоевывать сердца молодых барышень, воспитанных в Российских гимназиях.
На самом деле к воспитанию и обучению мужчин относились также ответственно и стремились воспитать разностороннюю, гармонично развитую личность.
Вспомните фильмы и литературные произведения той эпохи. Офицеры российской армии представляются нам идеалом мужчин того времени.
Это не простые солдафоны, которых учили только военному делу. Офицеров учили играть на рояле и танцевать вальс. Музыка, искусство, поэзия не были чужды в военных академиях. Хотя по правде говоря, мало представляешь, как могло умение на рояле помочь на поле битвы.
На самом деле, цель воспитания молодого поколения была иная. В то время заботились о будущем страны, о людях, которые станут будущим Российской империи. Они должны были сочетать в себе все лучшие качества: нравственность, образованность, духовность.
Культурный взрыв, который произошел в начале прошлого века не встречался в истории России на протяжении многих веков. Он был подготовлен и смог случиться лишь благодаря высокому качеству образования, которое существовало в стране начиная с 20-х годов 19 века и до 20-х годов 20 века.