«Маама, а там будет еще продолжение, давай посмотрим?» Кто из нас не слышал эту или подобные ей фразы о детей? Конечно, продолжение будет, и продолжение – бесконечное.
Фантазии современных авторов мультфильмов не отличаются оригинальностью, темы вращаются по кругу, сменяя только персонажи – вместо паровозика – грузовичок, вместо дельфина – касатка, а вместо динозавра – носорог. Еще хуже обстоит дело с мультиками, где сценаристом и режиссеров в одном лице становится мощный процессор, создавая уродливые графические образы, почему-то привлекающие детей. Приключения треугольников, квадратов, окружностей и трапеций дети могут смотреть часами, вызывая обоснованное удивление родителей, а на вопрос «о чем мультик», ребенок не в состоянии ответить, даже если просмотрел с десяток серий «шедевра».
Зависимость современного ребенка от гаджета или телевизора – достаточно серьезная проблема в семье, и в этой статье мы постараемся разобраться, как ее лучше решать.
Еще двадцать лет назад жизнь в плоскости монитора не была широко распространена, дети проводили большую часть свободного времени на свежем воздухе, в реальных играх и развлечениях. Но постепенно их компьютерные аналоги вытеснили «прятки», «догонялки», «казаков-разбойников», даже в футбол многие дети сейчас предпочитают играть, активно «топча» клавиатуру, а не зеленый газон.
Полностью уйти от компьютеризации в семье невозможно, да и не нужно. Навыки цифрового общения просто необходимы, без них дальнейшая жизнь просто невозможна. К тому же, кроме «стрелялок», существуют очень полезные обучающие программы, с помощью которых можно очень хорошо подтянуть знания ребенка практически в любом направлении.
Первое, что должны сделать родители, обеспокоенные чрезмерным стремление детей к экрану – прояснить для себя, действительно ли это стремление выходит за рамки разумных пределов. До полутора лет детям ни в коем случае нельзя демонстрировать никакие компьютерные картинки или другие изображения. В этом возрасте это – просто табу.
С полутора до двух лет можно начать знакомить детей с не очень динамичными и непродолжительными мультфильмами, меняющимися узорами во время музыкального сопровождения, и т.п. Делать это можно максимум до получаса в день.
К пяти годам время пребывания ребенка у экрана безопасно можно увеличить до одного часа, а с шести лет нужно обратить внимание не только на время, но и на содержание информации, которую получает ребенок по интернету. В этом возрасте дети уже достаточно хорошо ориентируются в виртуальном пространстве, и родительский контроль за этим процессом обязателен.
Очень эффективный способ не приучать детей к экрану – не подавать им для этого личный пример. Если мама всю субботу и воскресенье таращится в сериал-мелодраму, а папа не может оторваться от «захватывающего» детектива, что остается делать ребенку, оставленному наедине с компьютером? Конечно, искать и для себя что-то интересное, блуждая по бесконечным и отнюдь небезопасным лабиринтам сети. Вы даже не заметите, как ваши дети быстро освоят этот процесс и выйдут из-под вашего контроля. Проводите свободное время с детьми, а свое компьютерное пространство ограничьте необходимостью пребывания в нем.
Расскажите ребенку, сколько всего интересного можно постичь реальным, а не виртуальным путем, объясните, что практические навыки невозможно получить с помощью монитора. Не превращайте объяснение в скучный монолог, давайте и детям высказать свою точку зрения, пускай они расскажут, что больше всего им нравится смотреть, расспросите их, почему именно хрюшка Пегги завоевала их симпатию. Кроме дискуссии об интернете, расскажите детям увлекательные истории из своего детства, о тех играх, в которые играли вы. Ребенок еще не понимает, что, пройдя очередной уровень в игре, он может совершенствоваться, разве что в шахматах или шашках, а бесконечные беганья по лабиринтам и овладение «лазерным оружием» не даст им никаких нужных в жизни навыков. Предложите сходить в тир, или, если дети более взрослые – в пейнтбольный клуб, наверняка такое мероприятие наглядно убедит ребенка, что с реальным оружием намного интереснее обращаться, чем с его компьютерными «космическими» вариантами.
Кроме убеждений и ограничений, используйте другие, косвенные способы «оторвать» ребенка от экрана. Это могут быть или постоянные его обязанности по дому, или разовые – сходить в магазин, отнести что-то родственникам, получить посылку и т.п. Такие поручения и создадут паузу в виртуальной жизни детей, и привьют им ответственность за порученные дела.
Если все же компьютерная и телезависимость побеждают, не медлите с введением строгих санкций. При этом нужно быть последовательными, и не поддаваться на «торговлю». Не обращайте внимания на упреки со стороны детей, и на попытки других родственников «сменить гнев на милость». Вы ответственны за своих детей, поэтому имеете полное право вмешиваться в подобные ситуации. Конечно, все решения нужно принимать взвешенно, не ограничивая совершенствование навыков ребенка в компьютерном мире, а направляя усилия на приобретение действительно нужных и необходимых в дальнейшем знаний.