Если сформулировать одним словом то, как нужно себя вести, когда вас критикуют и высказывают претензии, наверное, вы не удивитесь, что это будет слово «нападение». Это лучший способ защиты, но подходить к такому методу нужно философски, создав определенный фундамент, от которого можно оттолкнуться для решительных действий.
1. Соглашайтесь (как бы странно это ни звучало в сочетании с рекомендациями нападать).
Не перебивайте собеседника, внимательно слушайте его претензии, при необходимости делайте пометки о наиболее ярких моментах. Не нервничайте. Это даст повод для усиления агрессии.
На большую часть замечаний кивайте утвердительно головой, это не означает, что вы с ними соглашаетесь, но дает невербальный сигнал оппоненту, о том, что вы его внимательно слушаете.
Фразы типа: «Хорошо, что вы подняли этот вопрос», «Жаль, что мы раньше не обсудили эту тему» и т.п. обезоруживают, собеседник перестает видеть в вам врага, соперника, и сам переведет разговор в конструктивное русло.
2. Предлог «но» — ключевой во второй фазе перехода к нападению. Выслушав претензии, просто повторите то, что вам сказали, опять-таки создав иллюзию согласия. Визави будет приятно услышать свои фразы в вашем исполнении. После «дубляжа» начинайте брать инициативу в свои руки: «Это все, безусловно, очень важно, НО…» Дальше вы можете смело высказывать свои взгляды на поднятые вопросы, уводя человека от его мыслей и критики в ваш адрес.
3. Непосредственно нападение начинайте не агрессивно, а максимально сгладив углы. Лучше обойтись без категоричности, высказав свои требования в виде предложения: «Давайте попробуем поступить так…»
Собеседник убедится в вашем настрое на компромисс, и, скорее всего согласиться с вашими доводами. Он не заметит, что вы поставили его в те рамки, которые считаете нужными в данной ситуации, а ваше нападение будет надежно завуалированно.