Дети не растут сами по себе, как трава, особенно когда речь идет о мальчиках. Как-то сомнительно, чтобы однажды, желательно само по себе, так случилось, что из вашего мальчика вдруг взял и вырос самый что ни на есть настоящий мужчина. Программу воспитания никто не отменял, и без непосредственного участия родителей ничего не выйдет.
Взросление любого ребенка должно происходить под вашим пристальным взглядом, а значит, вы отмечаете для себя этапы его развития и роста, держите руку на пульсе для понимания его ожиданий.
Благо, мировой опыт воспитания мальчишек богат на разные примеры и системы, так что мама любого маленького мужчины явно не становится первооткрывателем в этом. Проблем воспитания всегда предостаточно, особенно в наш современный век, когда мы в круговороте жизни упускаем что-то из виду по причине вечной занятости.
Существуют три стадии роста мальчиков, вне зависимости от времени и применяемой системы воспитания, и родителям обязательно нужно о них знать.
1. Этап первый: с момента рождения до достижения возраста 6 лет – это период наиболее тесного контакта с мамой, несмотря на важную роль отца в жизни мальчика. В это время самым главным становится передача ребенку любви и ощущения безопасности, необходимость дать позитивный заряд на всю жизнь. Здесь переусердствовать невозможно.
2. Этап второй: в возрасте с 6 до 14 лет мальчик всеми силами пытается обрести подтверждение принадлежности к сильному полу, опираясь на свои собственные ощущения и видение. И отец становится для него примером для подражания, поэтому сын все чаще присматривается к его поступкам и перенимает его манеры. При этом мама по-прежнему является самым родным человеком, но зато окружающий мир манит все сильнее и сильнее.
Основная цель воспитания в это время – повышение уровня знаний, развитие способностей, обучение доброте и любви. Родители пытаются сделать из ребенка гармонично развитую личность. Если они все делают правильно, то мальчик ощущает себя легко и естественно в роли маленького мужчины, никаких противоречий с самим собой и окружающим миром он не ощущает.
3. Этап третий, от 14 лет и до взросления требует более пристального внимания наставника-мужчины, который и научит его постепенному и правильному вхождению во взрослый мир. В этот период родители как бы отходят на задний фон, а наставник остается, тем самым поддерживая мальчика и не давая уйти с пути гармоничного развития. Ведь кругом столько сверстников, готовых поделиться непроверенной информацией и своим собственным, не всегда хорошим опытом и примером. Навыки привития ответственности, уважения себя и других — наилучший результат воспитания на этом сложном этапе.
Эти этапы не предполагают, что кто-то из родителей активнее другого перетягивает одеяло на себя, смещая акценты. Пусть это будет равномерное и запланированное участие обоих в процессе воспитания. К примеру, на первой стадии более активно подключается папа, а лет с 14 роль наставников усиливается, и хорошо, когда они на самом деле честные люди, которым можно доверять.
Поэтому и программу обучения стоит составлять, опираясь на особенности каждого из этапов развития. На некоторые нюансы стоит обратить особое внимание.
Во второй период роста отцам следует как можно больше времени проводить с сыном, не самоустраняясь и не впадая в трудоголизм, отстраняясь от семьи. Правда, к сожалению, чаще всего именно так и происходит, как показывает жизненный опыт.
В подростковом возрасте мальчишкам нужна помощь со стороны, от более зрелых и умудренных опытом и знаниями наставников. Когда-то эту функцию брали на себя деды, дядюшки или ремесленники, бравшие учеников в подмастерья.
В настоящее время молодые люди выходят в мир, где их мало кто ждет с распростертыми объятиями, и уж тем более не протягивая руку помощи. Вот откуда растут «ноги» беспризорничества, бродяжничества и беспомощности, ведь не всем удается по-настоящему повзрослеть.
Большинство проблем современной молодежи связано с недостатком мотивации или полным её отсутствием, которые, в свою очередь, стали следствием незнания особенностей воспитания мальчишек в разном возрасте, и того, что их вовремя не поддержали, многого не рассказали и не объяснили.