Как проходили съёмки советского истерна

21.07.2020 Выкл. Автор Tanya
Как проходили съёмки советского истерна

«Белое солнце пустыни» – классика советского кинематографа. Многие из нас, в том числе и представители молодого поколения, легко узнают фразы Сухова или Верещагина, ставшие сегодня крылатыми. Сначала для фильма был написан совсем другой сценарий, однако киностудия его не приняла. Это и понятно, ведь никто из создателей будущего шедевра никогда не бывал в пустыне, где разворачиваются главные события картины. К съёмкам готовились очень серьёзно: создатели выбирались из числа тех, кто уже прославился на всю страну, приняв непосредственное участие в создании таких фильмов как «Андрей Рублёв», «Девчата», «Баллада о солдате», «Женя, Женечка и «Катюша» и др.

Интересно, что Галина Лучай, сыгравшая Катерину Матвеевну, на 100 % справиться с ролью не сумела, а точнее, ей это не позволили сделать. А всё из-за того, что у неё были… слишком худые ноги. Пришлось искать «пышноногую» даму, которая в итоге и выручила режиссёра. Это стоило немалых трудов съёмочной группе. Остаётся только догадываться, что отвечали девушки на вопрос: «Не могли бы вы сыграть в эпизоде, где нужны пышные ноги?». Однако имя найденной героини (во всех смыслах этого слова) осталось для зрителей загадкой.

А знаете сколько девушек из гарема Абдуллы были профессиональными актрисами? Всего три… Одна из жён (самая высокая) была баскетболисткой, другую приметили в магазине, а была и такая, что в реальной жизни слыла научным работником и знала не один язык.

А как вам две актрисы, сыгравшие Гюльчатай? Одна после начала съёмок уехала выступать в цирк, поэтому пришлось искать замену. Юная семнадцатилетняя «вторая Гюльчатай», без сомнения, отлично вписалась в картину!

Человек, сыгравший Петруху, также был непрофессиональным актёром. Актёр, сыгравший Верещагина, после операции на ногах, мог передвигаться лишь на пятках, но мужественно прошёл все съёмки, проходившие в условиях ужасной жары. После отснятых эпизодов Луспекаев (он же, Верещагин) опускал ноги в море – так он отдыхал и восстанавливал силы. Ему предложили играть свою роль на костылях, однако актёр отказался. А после этого проявил смекалку и играл в специальных сапогах, изобретенных им самим, с железными упорами внутри. Лишь в одной трёхсекундной сцене (когда Верещагин сбрасывает ногами бандита с баркаса) актёра подменил дублёр. А так, все сцены, даже самые тяжёлые (например, драка на корабле), Луспекаев сыграл сам. Актёр-герой! Иначе и не скажешь.

Когда Верещагин ест чёрную икру, отвращение его действительно было натуральным, ведь сняли аж четыре дубля! В конце он даже не смог проглотить лакомство, а просто сплюнул его на пол.

Ходили слухи, что после съёмок актёры съели два килограмма чёрной икры, ставшей больше не нужной. Однако, в это верится довольно сложно, хотя бы потому что икры там не было даже килограмма. Да и контролировалось раньше всё серьёзно: снимут дубль – икру в холодильник, чтобы не испортилась. Ну не могли тогда дать такому деликатесу испортиться или допустить, чтобы он был просто так съеден кем-нибудь из актёров. Просто, без всякой надобности. Поговаривают, что в итоге всю икру обнаружили протухшей, и её пришлось просто-напросто выбросить.

Кстати, подобрать актёра на роль Абдуллы оказалось самой сложной задачей. Актёр потом рассказывал, что во время 65-градусной жары сидеть в песке было не совсем комфортно, мягко говоря. Остригли, к тому же, беднягу. Благо, Мишулина прикрывали зонтиком и давали покурить, когда хотелось.

Жару тяжело переносили все, особенно девушки. Поэтому жён Абдуллы иногда подменяли худощавые солдаты. Лица у них были закрыты, разумеется. Откуда на съёмках взялись солдаты? Всё дело в том, что вся пустыня была покрыта травой, и режиссёру так и не удалось найти подходящее чистое местечко. Пришлось задействовать военных, чтобы с их помощью освободить несколько квадратных километров песчаных насыпей от лишней растительности.

Интересный факт: в одном из эпизодов у Луспекаева на лице видна кровь – как-бы следы драки на баркасе. Однако кровь была настоящей! Всё дело в том, что актеры в свободное время любили прогуляться по близлежащим ресторанам и нередко там случались драки с местными ребятами. А во время съёмок у персонажа Луспекаева действительно начала кровоточить одна из ран, полученных в реальных стычках вне съёмок. Нет худа без добра, как говорится.

Для того, чтобы фильм получился не слишком трагическим, пришлось переснять несколько сцен и полностью изменить конец. В общем, в фильм нужно было внести почти три десятка правок. Но сильно резать картину режиссёр отказался, поэтому кино долго пролежало на полке, а смотреть его была возможность у узкого круга лиц. Таких фильмов в то время было немало, а одной из причин их простоя было, например, чрезмерное использование эротики. В «Белом солнце пустыни» с этим, конечно же, было всё в порядке, но нашлись другие замечание. О некоторых из них речь пойдёт дальше.

Как это нередко бывает, в дело вмешался случай. Совершенно случайно картину довелось посмотреть  Леониду Ильичу Брежневу. Фильм ему очень понравился, он был просто в восторге! Сцены на баркасе и песня Верещагина пришлись, особенно по душе Брежневу. Леонид Ильич немедленно распорядился, чтобы картина вышла в широкий прокат. Он хотел, чтобы её увидели советские люди. Так и случилось, правда, пришлось ещё сделать три небольшие правки: смягчить пьянство Верещагина, всё-таки он был таможенником, убрать надпись «Карл Маркс» с книги и не показывать слишком оголенные ноги Катерины Матвеевны. Небольшое замечание, связанное с эротикой, таки имело место.

В итоге фильм стал культовым, образ Верещагина – символичным. В честь этого персонажа в разных городах и странах даже установлены памятники, как и в честь красноармейца Сухова.

Кстати, фильм очень любят космонавты, пересматривая его перед каждым стартом. Кассета с «Белым солнцем пустыни» имеется даже на борту космической станции. Так-то.