Лауреат Оскара, один из величайших шедевров киноискусства, основанный на трагических событиях мировой истории, это известные каждому факты о работе Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Но не все знают подробности создания, которые не менее интересны, чем сам фильм.
Предыстория создания
Изначально Стивен Спилберг не хотел сам снимать этот фильм, планировав выступить только в роли продюсера. На него давила ответственность перед историей и выжившими людьми, и он опасался не справиться с таким грузом. В поисках замены Спилберг предлагал стать режиссёром Роману Полански, но тот не готов был снимать на такую личную для него тему. Мать Романа погибла в концлагере, а ему самому едва удалось спастись. Через 9 лет после этого Полански снял своего «Пианиста», ещё одну историю об ужасах Холокоста, и получил за него Оскар. Мартин Скорсезе также отказался руководить съёмками. Он был убеждён, что у режиссёра непременно должны быть еврейские корни. Не пожелав работать над фильмом, он предложил даже снять вместо Спилберга триллер «Мыс страха».
По словам Стивена Спилберга, принять решение ему помогли раздражающие его советы со стороны. Многие предлагали не тратить деньги и энергию на создание фильма, который вызовет только депрессивное настроение зрителей. Режиссёр решил поступить от обратного и взялся за съёмки. Но перед этим Стивена вынудили подписать соглашение о том, что в первую очередь будет снят «Парк Юрского периода». Продюсеры кинокомпании посчитали, что после съёмок «Списка Шиндлера» Спилберг долго не сможет работать над чем-то другим.
Отрицательного персонажа в фильме сыграл британец Ральф Файнс. Чтобы вжиться в роль Амона Гетта, ему пришлось набрать в весе. Для этого он литрами употреблял пиво. Выбор Стивена Спилберга пал на Файнса из-за его злодейской притягательности и харизмы, с которой он играет негодяев. Одна из спасённых Шиндлером женщин, встретив Ральфа во время съёмок, была поражена сходством актёра со своим прототипом. По её словам, она чуть не потеряла сознание от ужаса.
Исполнителя роли Оскара Шиндлера, тоже британского актёра Лиама Нисона, утвердили благодаря жене Спилберга, Кейт Кэпшоу. Она со своей матерью познакомилась с Нисоном после одного из его спектаклей на Бродвее. Супруга Стивена была впечатлена актёром и его игрой. Особенно ей запомнилось, как учтиво и тепло он обнял её мать. До этого Лиам проходил пробы на роль, но утверждён не был. Кейт представилось, что именно он должен сыграть Шиндлера, и ей удалось убедить в этом мужа.
Ирония судьбы состоит в том, что Лиам Нисон и Ральф Файнс, играя противоположности в фильме, стали друзьями и являются ими по сей день.
Процесс работы на фильмом
Для съёмок фильма были построены масштабные декорации, художники практически воссоздали Аушвиц. Стивен Спилберг посчитал кощунством снимать на территории самого концлагеря, хотя там давали разрешение на съёмки.
Режиссёр увеличил длительность некоторых сцен и добавил новые, расширяя сценарий историями очевидцев реальных событий того времени. Ликвидация гетто в Кракове в итоге заняла в фильме 20 минут вместо запланированной одной.
Костюмы 30-х годов для актёров массовки были куплены художниками в Польше у местных жителей. Они с готовностью откликнулись на просьбы в рекламе и продали старые вещи. Понадобилось более 20 тысяч костюмов.
В сюжет не стали включать второго помощника Шиндлера, Марселя Голдберга. По свидетельствам очевидцев, тот прослыл взяточником, и заносил евреев в списки за отдельную плату.
В заключительную часть кинокартины была вставлена сцена у надгробья реального Оскара Шиндлера. К нему по одному подходят спасённые им евреи и члены съёмочной группы, оставляя камни. Приносить камни на могилу умерших старый еврейский обычай, дань уважения усопшему.
Атмосфера во время работы была настолько гнетущей, что команда чувствовала себя опустошённой. Стивен Спилберг, для того чтобы не погрузиться в депрессивное расположение духа из-за тяжёлых съёмок, просил собственного приятеля, комика Робина Уильямса, периодически делиться с ним смешными зарисовками. Режиссёр рассказывал, что по ночам отвлекался просмотром ситкома «Сайнфелд». Этот сериал помог ему не сойти с ума.
Композитор Джон Уильямс, посмотрев отснятый «Список Шиндлера», был настолько тронут им, что хотел отказаться от работы над музыкой к фильму. Испугавшись ответственности, он сообщил, что музыку должен писать только лучший композитор. Спилберг в ответ пошутил, что лучшие, к сожалению, мертвы. Впоследствии Уильямс получил Оскар как лучший композитор 1993 года.
Режиссер отрекся от гонораров за эту картину, объяснив это этическими соображениями. Он даже назвал это денежное вознаграждение кровавым. Стивен Спилберг никогда не даёт автографы на изображениях с этим фильмом.
Когда Спилберг решил стать бакалавром в университете, который давно закончил, «Список Шиндлера» был засчитан как научная работа. На счету Стивена уже были награды киноакадемии и критиков за этот фильм и режиссуру.
В конце 90-х в немецком городе Хильдесхайм обнаружили реальный список Оскара Шиндлера. Он находился вместе с другими бумагами в квартире, где он провёл остаток жизни.