Чешский пациент Франц Кафка, 1883-1924гг.
У этого чешского писателя был ярко выраженный невроз, перемежающийся с депрессиями и апатичными состояниями, плюс психастения. Он страдал нарушениями сна и постоянно испытывал трудности в интимных отношениях.
Страдания Франца Кафки уходят корнями в детство, когда он постоянно конфликтовал с отцом, ему было трудно выстроить отношения с семьей, а потом начались проблемы в любовной сфере. Кафке приходилось вести двойную жизнь, скрывая свое увлечение писательством – в семье его увлечения не понимали и не поощряли, считая это полной ерундой. Вот и дошло до крайней степени безумия – он попытался покончить жизнь самоубийством при попытке отца привлечь сына к работе в лавке. Спас его друг Макс Брод, вмешавшись буквально в самый последний момент. В своем дневнике Кафка писал, насколько он устал от того, что ему приходилось все время скрывать свое истинное предназначение и увлечение.
В жизни писателя периоды относительного спокойствия сменялись длительным болезненным состоянием, и ему приходилось постоянно бороться с собой: он не мог нормально спать, ощущал неустойчивость и нестабильность своего состояния, весь мир для него был чудовищной несправедливостью. А избавиться от этого он был не в силах. Его дневники отражали всю суть болезни и неспособности справиться с этим состоянием.
Ему было всего 41, когда он умер от туберкулеза, но и перед смертью страдал не только от болезни, но и от разрушения разума.
При жизни Кафку печатали мало, так же мало знали, а вот после смерти многие были покорены необычным направлением его произведений, так называемой «эстетической» литературой с диагнозом. Это был мир отчаяния и безысходности, абсурда существования и неверия в высшие силы, такой же мрачный и серый, как жизнь автора, сотворившего его.
Ирландский пациент Джонатан Свифт, 1667-1745гг.
Специалисты до сих пор расходятся во мнении насчет болезни этого писателя – то ли это была болезнь Альцгеймера, то ли Пика. Симптомы болезни постоянно усиливались, результатом чего стало окончательное слабоумие. Писатель страдал от дезориентации в пространстве, головокружений, часто не мог узнать людей и понять, о чем они говорят.
Но в моменты проблеска сознания он писал свое самое известное произведение – «Путешествие Гулливера», которое являло собой новое веяние в литературе – так называемую «политическую сатиру». Конечно, не он один сделал первые шаги в этом направлении, но фокус на существующие проблемы современного ему общества был иным. Другие писатели могли отражать суровую действительность, либо преувеличивая, либо существенно преуменьшая её недостатки, а Свифт как бы искривлял и трансформировал её до невозможности, заставляя смотреть на неё под совсем иным углом. Никому до него подобное в голову пока не приходило. В том же стиле впоследствии творили наши соотечественники М.Е. Салтыков-Щедрин и Н.В. Гоголь.
Французский пациент Жан-Жак Руссо, 1712-1778гг.
Страдал паранойей и манией преследования, которые трансформировались из присущей этому философу чрезмерной подозрительности, которая в итоге приобрела форму серьезной болезни. Причиной тому стали серьезные разногласия между ним, правительством и церковью, которые обострились после издания его произведения «Эмиль. О воспитании». Злоумышленники и заговоры мерещились ему на каждом шагу, поэтому он предпочитал скитальческий образ жизни, был самым настоящим перекати-полем, боялся надолго задерживаться в одном месте, растерял всех друзей, считая их уже настоящими врагами. Доходило до абсурда: например, однажды он потребовал провести вскрытие умершего слуги из замка, где он гостил, чтобы доказать хозяевам свою непричастность к смерти этого человека.
Самая главная идея, которую он смог передать миру – это реформа в сфере педагогики. «Эмиль» стал некоей основой для современных методов воспитания: вместо жестких, суровых мер предлагались ласка и похвала, для лучшего усвоения информации детям давался живой пример вместо сухих фактов, которые надо было просто заучивать. Руссо настаивал на том, что новые знания стоит преподносить только тогда, когда ребенок уже созреет для их восприятия, когда психика его открыта для всего нового.
По мнению Руссо, у ребенка нужно развивать таланты, которые заложила в него природа, а не подвергать его каким-то «исправлениям» и корректировкам. Благодаря ему появился новый литературный герой и новые же литературные направления, замешанные на сентиментальности и романтическом подходе, где разуму не было места, зато чувства двигали этим благородным и не в меру слезливым героем. Интересным было и его произведение «Об общественном договоре» с точки зрения идеи демократического государства, за которое ухватились борцы за счастье французского народа, воплотив свои идеалы в революционном движении. А вот сам философ таких радикальных мер не предлагал, был совершенно от них далек.
Русский пациент Гоголь Николай Васильевич, 1809-1852гг.
В его анамнезе – шизофрения и психоз, слуховые и зрительные галлюцинации, боязнь замкнутого пространства, апатия с полной неподвижностью и неспособностью реагировать на любые раздражители, заторможенность вперемешку с резким возбуждением, депрессии и ипохондрия – короче, полный букет. Непонятно вообще, как жил и творил.
Шизофрения сопровождала писателя всю жизнь, проявляясь то в большей, то в меньшей степени, в зависимости от происходящих вокруг событий. Лишь в последние годы жизни болезнь стала проявляться все сильнее. Катализатором стала смерть родной сестры его близкого друга – писателя сразила сильнейшая ипохондрия, он отказался от еды, постоянно читал молитвы, при этом был уверен в смертельной болезни, которая вот-вот его поразит. Но медики никаких серьезных расстройств у него не находили, пытались его лечить, но не слишком профессионально – в ход шли пиявки, холодные обертывания, которые никаких результатов не дали. Гоголь умер 21.02.1852 года, а от чего, так никто и не разобрался до конца. Скорее всего, писатель сам себя довел до кончины из-за нервного истощения, а будь рядом профессиональный психиатр, возможно, его можно было бы спасти.
Николай Васильевич подарил миру несколько удачных русских типажей, которые актуальны и поныне: обыватели, хитрые пройдохи, по сути являющиеся мелкими людишками, характер и поведение которых вызывают лишь жалость и отвращение.
Французский пациент, Ги де Мопассан, 1850-1893гг.
На это раз с прогрессивным параличом мозга, ипохондрией, буйными припадками и бредом, галлюцинациями и склонностью к суициду, болевший сифилисом, до кучи. Который, кстати, тоже играл не последнюю роль в его душевной болезни ввиду сильной запущенности и, соответственно, разрушительному действию на мозг.
На почве постоянного страха сойти с ума у Мопассана стали все чаще происходить нервные припадки вкупе с галлюцинациями, а ипохондрия сопровождала его всю жизнь. Дважды он пытался покончить жизнь самоубийством, но не случилось – ни нож, ни револьвер не помогли. Почти 2 года до своей смерти писатель провел в клинике Бланша, будучи в полубессознательном состоянии.
Его роман «Милый друг», знают, наверное, все, а физиологизм и эротический натурализм впервые появились в мировой литературе благодаря известному французу.
Английская пациентка Вирджиния Вульф, 1882-1941гг.
Страдала от галлюцинаций, бессонницы, кошмаров, депрессий, слышала потусторонние голоса, а склонность к суициду появилась уже с детского возраста, на что была вполне объяснимая причина – в возрасте 13 лет её пытались подвергнуть насилию двоюродные братья, гостившие в доме её семьи. С той поры и начались серьезные проблемы в отношениях, возникла глубокая неприязнь и отвращение к физическому контакту с мужчинами.
Спустя некоторое время после этой ситуации умерла мать девочки. Причиной смерти стало воспаление легких, а Вирджиния в результате всех навалившихся на неё проблем впервые наложила на себя руки. Её удалось спасти, а вот сильнейшие депрессии стали постоянными спутницами её дальнейшей жизни, а следующий серьезный приступ болезни настиг её после смерти отца, в 1904 году.
Несмотря на попытки доказать склонность Вирджинии к нетрадиционной сексуальной ориентации, все-таки утверждать последнее было бы неверным, даже несмотря на её произведения и письма с сильным эмоциональным и откровенным подтекстом.
Страх перед мужчинами у неё был таким сильным, что она не смогла начать полноценную жизнь даже со своим мужем Леонардо Вульфом, в браке с которым прожила почти 30 лет. И этот брак считался образцом для подражания с точки зрения того, насколько супруги были преданны друг другу, насколько сильна между ними была эмоциональная связь. Но трагедия, пережитая в детстве, навсегда привила отвращение не только к мужчинам, но и к любым прикосновениям в принципе, она не любила ни объятий, ни рукопожатий, даже будучи влюбленной в женщину.
В годы войны ситуация с болезнью писательницы усугубилась -дом её был разрушен, муж едва не погиб, библиотека полностью сгорела – нервная система не выдержала такого испытания, и врачи настоятельно рекомендовали лечение в специализированной клинике. Но Вирджиния не хотела возложить на мужа заботы, связанные с её психическим расстройством, и потому решила довести до конца очередную попытку самоубийства, не раз описанную в своих творениях, и утопилась в реке.
Произведения английской писательницы стали достоянием золотого фонда мировой литературы, получили восторженные отзывы благодаря совершенно новым способам передачи тонкого внутреннего мира человека и тщетности мирской суеты, а также многочисленных путей изменения сознания.